• Контактная форма
    Заполните пожалуйста все необходимые поля
  • Библиотека
  • Форум
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов образовательных стандартов высшего образования, нормативных правовых актов, регулирующих их проектирование и реализацию, и результатах их общественного обсуждения

На сайте размещена новая редакция проекта примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых ППС.

Разработан проект методических рекомендаций по проектированию новых образовательных стандартов высшего образования, а также примерных и новых типовых (2018 г.) учебных планов.

1. Министерство экономики Республики Беларусь разработало содержание учебного материала по учебной дисциплине «Корпоративное управление» для использования его при подготовке учебно-программной документации учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых по таким группам специальностей как «Экономика и управление» и «Бизнес-управление». 

8 января 2018 года подписаны постановления Министерства образования Республики Беларусь № 1 и № 2 об отмене образовательных стандартов второго поколения.

Землеройки – это насекомоядные млекопитающие, которых часто путают с мышами, но землеройки принадлежат к другому виду, хотя и выглядят похоже. К землеройкам принадлежит и самый маленький зверь на планете – карликовая белозубка.

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 10.01.2018 г. № 03-01-17/232/дс учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования до 20.02.2018 г. необходимо предоставить в РИВШ проекты типовых учебных планов и образовательных стандартов (изменений в образовательные стандарты) по соответствующим специальностям для проведения экспертизы и подготовки к утверждению.

Новые типовые учебные планы являются переходными от поколения 3 к поколению 3+, что обуславливает особенности их разработки.

В соответствии с письмом учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования до 20.02.2018 г. необходимо предоставить в РИВШ проекты типовых учебных планов и образовательных стандартов для проведения экспертизы и подготовки к утверждению.

С целью унификации подходов к определению перечня и формы проведения вступительных испытаний для выпускников учреждений ССО подготовлены предложения, определяющие подходы к разработке материалов вступительных испытаний по специальностям ССО, учебные планы которых интегрированы с учебными планами специальностей высшего образования.

В письме представлены методические рекомендации, разработанные на совещании по организации образовательного процесса в двухлетней магистратуре от 10.11.2017 г.

Постановлением № 163 от 27.12.2017 г. Министерства образования Республики Беларусь утверждены изменения в образовательные стандарты высшего образования II ступени в связи с увеличением сроков подготовки магистрантов.
Данное постановление вступает в силу с 19.01.2018 года.

10 ноября 2017 года Учебным центром нормативно-методического обеспечения высшей школы проведено совещание по вопросам организации образовательного процесса в двухлетней магистратуре на основе утвержденных в 2017 году типовых учебных планов. В мероприятии приняли участие представители следующих учреждений высшего образования: БГУ, БГУИР, АУ, БрГТУ, ВГУ, ГрГУ, ГГУ, МГУ, ПГУ.

8 ноября на базе РИВШ состоялся семинар-совещание по вопросам подготовки кадров в сфере корпоративного управления. В мероприятии приняли участие представители Министерства экономики Республики Беларусь, Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП», Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского, Асоциации «БАМАП», учреждений высшего образования.

Из опубликованного 16 октября 2017 года проекта постановления Министерства образования Республики Беларусь по отмене образовательных стандартов второго поколения исключены следующие специальности:

1-25 01 04 Финансы и кредит (п.2.1);

1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (п.2.1);

1-33 01 06 Экология сельского хозяйства (п.2.1);

1-69 01 02 Архитектурный дизайн (п.1.5); 

1-74 03 03 Промышленное рыбоводство (п.2.1).

Дополнительно к опубликованным 17 марта 2017 года пилотным проектам примерных учебных планов размещены проекты примерных планов по специальностям магистратуры «Менеджмент» и «Производство и переработка углеводородов».

8 августа 2017 года для Ваших замечаний и предложений на сайте был размещен проект постановления Министерства образования Республики Беларусь по отмене образовательных стандартов второго поколения: http://edustandart.by/vse-novosti/17-otmena-obrazovatelnykh-standartov 

Учебным центром нормативно-методического обеспечения высшей школы ГУО РИВШ создана страница в социальной сети Facebook. На странице планируется размещать новости, касающиеся деятельности центра, анонсы предстоящих событий, фотоотчеты состоявшихся мероприятий и другую информацию.

Республиканский институт высшей школы реализует учебную программу повышения квалификации «Технологии проектирования белорусских образовательных стандартов поколения 3+» для руководителей учреждений высшего образования, работников методических служб и профессорско-преподавательского состава. 

В связи с реорганизацией структуры Министерства образования Республики Беларусь, обращаем Ваше внимание на изменение грифа согласования:

В связи с введением в действие с 2013/2014 учебного года образовательных стандартов третьего поколения разработан проект постановления Министерства образования Республики Беларусь по отмене ряда образовательных стандартов второго поколения.

Предложения по размещенному проекту документа в срок до 25.08.2017 г. включительно можно отправлять на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

 

С 2017/2018 учебного года изменяются сроки обучения по 87 специальностям магистратуры. Для 79 специальностей магистратуры предусмотрены дифференцированные сроки подготовки магистров в зависимости от срока освоения содержания образовательной программы высшего образования I ступени.

Информация о специальностях магистратуры, по которым изменяются сроки обучения с 2017/2018 учебного года, приведена в таблице. 

Новые типовые учебные планы по этим специальностям размещены в разделе «База данных», подразделе «Примерные учебные планы» нашего сайта.

  

Руководителям

учреждений высшего образования

(по списку)

 

О сроках получения

высшего образования II ступени

 

В соответствии с поручением Министерства образования Республики Беларусь и письмом Республиканского института высшей школы № 24-11/1286 от 05.10.2016 учебно-методическим объединением по гуманитарному образованию, учебно-методическим объединением по естественнонаучному образованию и учебно-методическим объединением по образованию в области информатики и радиоэлектроники принято решение о целесообразности осуществления подготовки выпускников четырехлетних образовательных программ I ступени по магистерским программам со сроком обучения 2 года. Кроме того, решение о переходе на двухлетний срок получения высшего образования по отдельным специальностям магистратуры было принято учебно-методическим объединением по экологическому образованию (1-33 81 04 Экологический менеджмент), учебно-методическим объединением по образованию в области управления (1-26 80 02 Документалистика, документоведение, архивоведение), учебно-методическим объединением по образованию в области приборостроения (1-38 80 02 Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы; 1-38 80 03 Приборы, системы и изделия медицинского назначения) и учебно-методическим объединением по образованию в области энергетики и энергетического оборудования (1-43 81 01 Менеджмент возобновляемых энергетических ресурсов).

 

Наиболее востребованные универсальные компетенции – результаты исследования Института образования Лондонского университета (Institute of Education, University of London), представленные в докладе профессора Хосе-Хинес Мора на международном семинаре «Совершенствование системы управления высшим образованием в Республике Беларусь в контексте европейских стандартов» 27-28 апреля 2015 г.

 

Примерный перечень универсальных компетенций бакалавра /магистра – Макаров, А.В. Особенности проектирования универсальных компетенций в белорусских стандартах высшего образования поколения 3+// Вышэйшая школа. – 2016. – № 5. – С. 3 – 8.

 

 

Руководителям учреждений высшего образования,
председателям учебно-методических объединений
в сфере высшего образования


Об организации работы по проектированию
новых образовательных стандартов

В соответствии с решением Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования от 16.06.2016 г. № 2 и инструктивно-методическим письмом Министерства образования «Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2016/2017 учебном году» необходимо до 20.02.2017 г. предоставить в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ) для проведения экспертизы разработанные перечни компетенций и примерные учебные планы по соответствующим специальностям бакалавриата и магистратуры.

10 марта 2017 г. для руководителей структурных подразделений, работников учебно-методического управления и профессорско-преподавательского состава Академии управления при Президенте Республики Беларусь начнет работу научно-практический семинар «Актуальные вопросы разработки образовательных стандартов высшего образования поколения 3+».

В результате обсуждения применяемых на сегодняшний день подходов к проектированию содержания образовательных программ высшего образования первой ступени и магистратуры отмечено следующее.

Неактуальное содержание образовательных программ магистратуры, дублирование в рамках магистратуры содержания и компетенций образовательных программ первой ступени обусловлено приравниванием традиционного высшего образования к первой ступени и введением магистратуры как надстройки над традиционным высшим образованием.

Стремление сохранить содержание высшего образования при сокращении сроков обусловило попытку максимально вместить в эти сокращенные программы содержание 5-летних образовательных программ. В итоге, с одной стороны, планы первой ступени оказались перегружены обилием дисциплин, количество часов на изучение многих дисциплин значительно сократилось, нарушились межпредметные связи и последовательность изучения дисциплин. С другой стороны, возникли проблемы с востребованностью магистратуры, качеством подготовки магистров и их трудоустройством, поскольку при таком подходе к проектированию образовательных программ первой ступени формировалась иллюзия обеспечения уровня подготовки, соответствующего уровню специалиста, и отсутствия реальной потребности в реализации магистерских программ. Очевидно, что чем более продолжительными, объемными и самодостаточными будут образовательные программы первой ступени, тем меньше шансов решить имеющиеся проблемы в магистратуре.

 

В соответствии с:

-       инструкцией по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования c использованием системы зачетных единиц, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 06.04.2015 г. (п. 5);

-       разработанным проектом макета образовательного стандарта общего высшего образования (бакалавриата) (п. 7.2.1, таблица 1) 

предлагается новая редакция приложения 1 рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утв. 22.05.2014 г.). Новая редакция приложения 1 предполагает, прежде всего, внесение изменений в правила определения общего количества часов по обязательным модулям «Философия» и «Экономика» и их трудоемкости (колонки «всего», «зачетных единиц»; примечания 3-4).

Из письма Министерства образования Республики Беларусь от 14.10.2016 № 08-19/4097/дс «Об организации образовательного процесса
в учреждениях высшего образования в 2016/2017 учебном году»:

«В целях выполнения решений Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования (http://srrb.niks.by/) необходимо:

до 20.11.2016 обсудить на заседаниях учебно-методических объединений в сфере высшего образования (далее – УМО) концепцию пересмотра содержания образовательных программ высшего образования по закрепленным специальностям в целях определения подходов к содержательному наполнению двухгодичных магистерских программ и повышения конкурентоспособности высшего образования в целом, подготовить и внести предложения по возможным направлениям решения данной задачи для закрепленных специальностей по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

Председателям учебно-методических объединений в сфере высшего образования (по списку)

 

Руководителям учреждений высшего образования (по списку)

 

В 2016-2017 учебном году одновременно завершают освоение образовательной программы I ступени высшего образования по отдельным специальностям («двойной выпуск») обучающиеся:

– 2012 г. набора со сроком обучения 5 лет;

– 2013 г. набора со сроком обучения 4-4,5 года.

Перечень специальностей со сроком получения образования менее 5 лет и график перехода на дифференцированные сроки получения высшего образования I ступени были утверждены Приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.05.2012 № 389 «О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования I ступени».

Из решения Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования от 16 июня 2016 г. № 2 «О разработке типовой учебно-планирующей документации нового поколения (образовательных стандартов и примерных учебных планов)»:

«5. Рекомендовать учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования:

5.1) до 15.10.2016 г. обсудить на заседаниях концепцию пересмотра содержания образовательных программ высшего образования по закрепленным специальностям в целях определения подходов к содержательному наполнению двухгодичных магистерских программ и повышения конкурентоспособности высшего образования в целом, подготовить и внести предложения в Министерство образования по возможным направлениям решения данной задачи для закрепленных за УМО специальностей;