• Контактная форма
    Заполните пожалуйста все необходимые поля
  • Форум
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов образовательных стандартов высшего образования, нормативных правовых актов, регулирующих их проектирование и реализацию, и результатах их общественного обсуждения

1. Уважаемые разработчики типовых учебных программ, обращаем Ваше внимание, что типовые программы по специальным дисциплинам для всех специальностей высшего образования в обязательном порядке должны согласовываться с организациями - заказчиками кадров.

2. Типовые учебные программы по всем учебным дисциплинам для специальностей, в рамках которых осуществляется подготовка педагогических кадров, согласовываются с Главным управлением общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Главного управления общего среднего,
дошкольного и специального образования
Министерства образования Республики Беларусь
___________________ С.В. Уклейко
___________________

Данный гриф согласования размещается на лицевой стороне титульного листа типовой учебной программы вместо грифа согласования представителя заинтересованного министерства или ведомства (см. приложение 1 Порядка разработки и утверждения учебных программ и программ практики для реализации содержания образовательных программ высшего образования).

3. Кроме того, обращаем Ваше внимание также, что среди составителей типовых учебных программ, как правило, должны быть лица, имеющие ученую степень.

Уважаемые разработчики типовых учебных планов, предлагаем формулировки универсальных компетенций для общеобразовательных дисциплин, учебной дисциплины «Педагогика и психология высшего образования» и научно-исследовательской работы, сформулированные на основе предложений членов экспертной группы и анализа предоставленных Вами проектов типовых учебных планов по специальностям магистратуры:

В Беларуси будет один вид магистратуры, нацеленный на подготовку научно-ориентированных специалистов под инновационные, конструкторские разработки, а также под педагогическую деятельность. Магистратура должна готовить кадры, которые в перспективе будут влиять на инновационное развитие экономики, на научную сферу и педагогическую деятельность. Об этом сообщил Министр образования Игорь Карпенко по итогам доклада Президенту Беларуси о перспективах развития национальной системы образования.

24 октября 2018 года на заседании Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования была обсуждена и в целом одобрена новая Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования.

В таблицу 1 образовательного стандарта включаются все модули и все учебные дисциплины государственного компонента типового учебного плана. При этом названия модулей перечисляются после двоеточия через точку с запятой, названия учебных дисциплин – соответственно, в скобках после соответствующего модуля через запятую. Для написания названий модулей в таблице 1 применяется прямое начертание шрифта, учебных дисциплин – курсивное начертание.

Уважаемые разработчики образовательных стандартов и учебно-программной документации, обращаем Ваше внимание на размещенные в разделе «Проекты нормативных правовых документов» новые редакции проектов макетов образовательных стандартов поколения 3+, доработанные с учетом результатов разработки и согласования новых макетов образовательных стандартов по специальностям высшего образования I ступени (приказ МО от 18.07.2018 № 594) и магистратуры (в настоящее время документ готовится к утверждению). Наиболее значительные изменения были внесены в подраздел «Требования к результатам обучения».

Уважаемые разработчики новых типовых учебных планов, представляем Вашему вниманию согласованные универсальные компетенции базовых социально-гуманитарных дисциплин:

На основе предложений УВО подготовлены проекты документов:
- перечень профильных испытаний для абитуриентов, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок;
- перечень специальностей ССО для исключения из постановления Министерства образования Республики Беларусь № 33 от 31.03.2017.

Разработан проект методических рекомендаций по проектированию новых образовательных стандартов высшего образования, а также примерных и новых типовых (2018 г.) учебных планов.

1. Министерство экономики Республики Беларусь разработало содержание учебного материала по учебной дисциплине «Корпоративное управление» для использования его при подготовке учебно-программной документации учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых по таким группам специальностей как «Экономика и управление» и «Бизнес-управление». 

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 10.01.2018 г. № 03-01-17/232/дс учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования до 20.02.2018 г. необходимо предоставить в РИВШ проекты типовых учебных планов и образовательных стандартов (изменений в образовательные стандарты) по соответствующим специальностям для проведения экспертизы и подготовки к утверждению.

Новые типовые учебные планы являются переходными от поколения 3 к поколению 3+, что обуславливает особенности их разработки.

В письме представлены методические рекомендации, разработанные на совещании по организации образовательного процесса в двухлетней магистратуре от 10.11.2017 г.

Дополнительно к опубликованным 17 марта 2017 года пилотным проектам примерных учебных планов размещены проекты примерных планов по специальностям магистратуры «Менеджмент» и «Производство и переработка углеводородов».

Республиканский институт высшей школы реализует учебную программу повышения квалификации «Технологии проектирования белорусских образовательных стандартов поколения 3+» для руководителей учреждений высшего образования, работников методических служб и профессорско-преподавательского состава. 

 

Наиболее востребованные универсальные компетенции – результаты исследования Института образования Лондонского университета (Institute of Education, University of London), представленные в докладе профессора Хосе-Хинес Мора на международном семинаре «Совершенствование системы управления высшим образованием в Республике Беларусь в контексте европейских стандартов» 27-28 апреля 2015 г.

 

Примерный перечень универсальных компетенций бакалавра /магистра – Макаров, А.В. Особенности проектирования универсальных компетенций в белорусских стандартах высшего образования поколения 3+// Вышэйшая школа. – 2016. – № 5. – С. 3 – 8.

 

 

В результате обсуждения применяемых на сегодняшний день подходов к проектированию содержания образовательных программ высшего образования первой ступени и магистратуры отмечено следующее.

Неактуальное содержание образовательных программ магистратуры, дублирование в рамках магистратуры содержания и компетенций образовательных программ первой ступени обусловлено приравниванием традиционного высшего образования к первой ступени и введением магистратуры как надстройки над традиционным высшим образованием.

Стремление сохранить содержание высшего образования при сокращении сроков обусловило попытку максимально вместить в эти сокращенные программы содержание 5-летних образовательных программ. В итоге, с одной стороны, планы первой ступени оказались перегружены обилием дисциплин, количество часов на изучение многих дисциплин значительно сократилось, нарушились межпредметные связи и последовательность изучения дисциплин. С другой стороны, возникли проблемы с востребованностью магистратуры, качеством подготовки магистров и их трудоустройством, поскольку при таком подходе к проектированию образовательных программ первой ступени формировалась иллюзия обеспечения уровня подготовки, соответствующего уровню специалиста, и отсутствия реальной потребности в реализации магистерских программ. Очевидно, что чем более продолжительными, объемными и самодостаточными будут образовательные программы первой ступени, тем меньше шансов решить имеющиеся проблемы в магистратуре.

 

В соответствии с:

-       инструкцией по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования c использованием системы зачетных единиц, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 06.04.2015 г. (п. 5);

-       разработанным проектом макета образовательного стандарта общего высшего образования (бакалавриата) (п. 7.2.1, таблица 1) 

предлагается новая редакция приложения 1 рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утв. 22.05.2014 г.). Новая редакция приложения 1 предполагает, прежде всего, внесение изменений в правила определения общего количества часов по обязательным модулям «Философия» и «Экономика» и их трудоемкости (колонки «всего», «зачетных единиц»; примечания 3-4).