• Контактная форма
    Заполните пожалуйста все необходимые поля
  • Библиотека
  • Форум
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов образовательных стандартов высшего образования, нормативных правовых актов, регулирующих их проектирование и реализацию, и результатах их общественного обсуждения

 

Наиболее востребованные универсальные компетенции – результаты исследования Института образования Лондонского университета (Institute of Education, University of London), представленные в докладе профессора Хосе-Хинес Мора на международном семинаре «Совершенствование системы управления высшим образованием в Республике Беларусь в контексте европейских стандартов» 27-28 апреля 2015 г.

 

Примерный перечень универсальных компетенций бакалавра /магистра – Макаров, А.В. Особенности проектирования универсальных компетенций в белорусских стандартах высшего образования поколения 3+// Вышэйшая школа. – 2016. – № 5. – С. 3 – 8.

 

 

В результате обсуждения применяемых на сегодняшний день подходов к проектированию содержания образовательных программ высшего образования первой ступени и магистратуры отмечено следующее.

Неактуальное содержание образовательных программ магистратуры, дублирование в рамках магистратуры содержания и компетенций образовательных программ первой ступени обусловлено приравниванием традиционного высшего образования к первой ступени и введением магистратуры как надстройки над традиционным высшим образованием.

Стремление сохранить содержание высшего образования при сокращении сроков обусловило попытку максимально вместить в эти сокращенные программы содержание 5-летних образовательных программ. В итоге, с одной стороны, планы первой ступени оказались перегружены обилием дисциплин, количество часов на изучение многих дисциплин значительно сократилось, нарушились межпредметные связи и последовательность изучения дисциплин. С другой стороны, возникли проблемы с востребованностью магистратуры, качеством подготовки магистров и их трудоустройством, поскольку при таком подходе к проектированию образовательных программ первой ступени формировалась иллюзия обеспечения уровня подготовки, соответствующего уровню специалиста, и отсутствия реальной потребности в реализации магистерских программ. Очевидно, что чем более продолжительными, объемными и самодостаточными будут образовательные программы первой ступени, тем меньше шансов решить имеющиеся проблемы в магистратуре.

 

В соответствии с:

-       инструкцией по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования c использованием системы зачетных единиц, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 06.04.2015 г. (п. 5);

-       разработанным проектом макета образовательного стандарта общего высшего образования (бакалавриата) (п. 7.2.1, таблица 1) 

предлагается новая редакция приложения 1 рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утв. 22.05.2014 г.). Новая редакция приложения 1 предполагает, прежде всего, внесение изменений в правила определения общего количества часов по обязательным модулям «Философия» и «Экономика» и их трудоемкости (колонки «всего», «зачетных единиц»; примечания 3-4).