• Контактная форма
    Заполните пожалуйста все необходимые поля
  • Библиотека
  • Форум
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов образовательных стандартов высшего образования, нормативных правовых актов, регулирующих их проектирование и реализацию, и результатах их общественного обсуждения

В результате обсуждения применяемых на сегодняшний день подходов к проектированию содержания образовательных программ высшего образования первой ступени и магистратуры отмечено следующее.

Неактуальное содержание образовательных программ магистратуры, дублирование в рамках магистратуры содержания и компетенций образовательных программ первой ступени обусловлено приравниванием традиционного высшего образования к первой ступени и введением магистратуры как надстройки над традиционным высшим образованием.

Стремление сохранить содержание высшего образования при сокращении сроков обусловило попытку максимально вместить в эти сокращенные программы содержание 5-летних образовательных программ. В итоге, с одной стороны, планы первой ступени оказались перегружены обилием дисциплин, количество часов на изучение многих дисциплин значительно сократилось, нарушились межпредметные связи и последовательность изучения дисциплин. С другой стороны, возникли проблемы с востребованностью магистратуры, качеством подготовки магистров и их трудоустройством, поскольку при таком подходе к проектированию образовательных программ первой ступени формировалась иллюзия обеспечения уровня подготовки, соответствующего уровню специалиста, и отсутствия реальной потребности в реализации магистерских программ. Очевидно, что чем более продолжительными, объемными и самодостаточными будут образовательные программы первой ступени, тем меньше шансов решить имеющиеся проблемы в магистратуре.

Значимым вызовом высшему образованию стало одновременное развитие его массовости и повышение требований к качеству подготовки специалистов. Внедрение и развитие двухступенчатой системы высшего образования создает предпосылки для успешного разрешения противоречий этих процессов.

Для этого необходимо проектировать образовательные программы высшего образования таким образом, чтобы первая ступень удовлетворяла потребностям массового образования, а магистратура – высоким требованиям к специалистам. Для определения статуса магистра и повышения качества высшего образования в целом крайне важно пересмотреть содержательное наполнение образовательных программ первой и второй ступеней в целях переноса наиболее значимых компетенций и соответствующих им учебных дисциплин (модулей) с первой ступени в магистратуру.

Реальная возможность пересмотра подходов к комплексному формированию содержания образования на первой и второй ступенях высшего образования появляется в условиях внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании и подготовки к утверждению нового Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации».

Поэтому при разработке образовательных стандартов поколения 3+ целесообразны следующие подходы:

-         при проектировании содержания образования по соответствующим видам высшего образования (общее высшее образование, углубленное высшее образование) ориентироваться на дескрипторы соответствующих уровней Европейской рамки квалификаций, Дублинские дескрипторы;

-         проектировать образовательные стандарты одновременно для соответствующих специальностей бакалавриата и магистратуры;

-         указывать в образовательных стандартах магистратуры специальность первой ступени, на основе которой проектируется содержание образовательной программы магистратуры;

-         использовать учебные дисциплины (модули) по выбору для включения их в компонент учреждения образования (вариативный компонент);

-         наиболее значимые компетенции вместе с соответствующими им учебными дисциплинами (модулями) перенести с первой ступени в магистратуру.

В целях реализации компетентностного подхода при осуществлении подготовки специалистов на первой и второй ступенях высшего образования,
а также распределения содержания подготовки между образовательными программами бакалавриата и магистратуры целесообразно учитывать, что:

-         специалист, окончивший программу бакалавриата, должен быть готов к выходу на рынок труда;

-   магистерские программы могут быть нацелены на решение следующих задач: овладение исследовательскими навыками в своей профессиональной области; приобретение узкой специализации в своей профессиональной области; освоение смежной профессиональной области; освоение новой области знания, в том числе на междисциплинарном уровне.

При разработке образовательной программы бакалавриата необходимо предусмотреть, что на выходе выпускник должен:

           -   уметь демонстрировать общие базовые знания (включая и элементы наиболее передовых знаний) в изучаемой области;

           -   применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;

          -   осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и профессиональных последствий.

Выпускник, завершивший обучение на второй ступени получения высшего образования, должен уметь демонстрировать:

  -   высокоспециализированные знания, включая самое передовое знание в области профессиональной деятельности; критическое осмысление знаний в своей и смежных областях;

  -   умения решать проблемы при проведении научного исследования, создавать новое знание и интегрировать знания из различных областей;

  -   способность работать в условиях, характеризующихся сложностью, непредсказуемостью и требующих новых стратегических подходов;

  -   брать на себя ответственность за развитие профессиональной области и оценку стратегической деятельности других.

Данные рекомендации адресуются УВО для использования при разработке образовательных стандартов и учебно-программной документации поколения 3+.

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи