Рекомендации по алгоритму организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий
- Опубликовано: 10 апреля 2020
- Просмотров: 2385
1. Руководители учреждений высшего образования (далее – УВО) в целях обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, а также в связи с необходимостью обязательного освоения всеми обучающимися содержания образовательных программ высшего образования принимают решение о внесении изменений в организацию образовательного процесса для группы студентов или отдельных студентов.
2. По запросу отдельных обучающихся образовательный процесс может осуществляется индивидуально на основании решения руководителя УВО в соответствии с индивидуальным учебным планом или на основании типового учебного плана по специальности (направлению специальности).
3. Для обучающихся, получающих высшее образование в очной форме, образовательный процесс организуется с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
4. При организации образовательного процесса с использованием ИКТ руководителям УВО необходимо обеспечить:
– каждого преподавателя индивидуальным рабочим местом с открытым доступом к электронной информационно-образовательной среде;
– обучающихся по их запросам доступом к необходимым устройствам для организации их обучения с использованием ИКТ;
– проведение разъяснительной работы с обучающимися о том, что использование ИКТ в рамках управляемой самостоятельной работы не освобождает обучающегося от необходимости регулярной учебной деятельности и от контроля успеваемости, прохождения промежуточной аттестации;
– проведение постоянного мониторинга и контроль качества проведения учебных занятий, в том числе с использованием ИКТ.
Руководителям структурных подразделений УВО рекомендуется:
– организовать работу педагогических работников по осуществлению педагогической деятельности в рамках образовательного процесса по дисциплинам с использованием ИКТ с обязательным наличием обратной связи, направленной на контроль результатов учебной деятельности обучающихся;
– организовать ведение учета обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении в удаленном доступе, и ежедневно предоставлять обобщенную информацию руководителю УВО.
5. В процессе организации обучения с использованием ИКТ могут быть использованы следующие средства электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающие взаимодействие обучающегося и преподавателя:
– календарное планирование обучения (траектория обучения);
– извещения (уведомления) обучающихся о событиях в рамках его учебной деятельности;
– форум (оффлайн-общение) и чат (онлайн-общение), как формы обмена текстовыми сообщениями;
– онлайн-видеоконференции (вебинары);
– электронный почтовый ящик (средство обмена электронными письмами);
– тесты и другие онлайн- и оффлайн-задания для выполнения;
– другие технологии, поддерживаемые действующей в УВО электронной информационно-образовательной средой.
6. Реализация указанных мероприятий не должна приводить к увеличению нормативного срока обучения по соответствующей специальности (направлению специальности) и увеличению фактической стоимости получения образования.
7. Для реализации указанных мероприятий руководитель издает приказ по УВО, предусматривающий:
– организацию работы обучающихся и педагогических работников с использованием ИКТ;
– организацию контроля за организацией образовательного процесса на уровне обучающихся, кафедр, факультетов, УВО;
– использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников при индивидуальном осуществлении образовательного процесса, в том числе с использованием ИКТ;
– организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к реализации образовательных программ высшего образования, по запросу обучающегося на основании его заявления или заявления его законного представителя;
– предоставление открытого (свободного и бесплатного) доступа к электронным информационно-образовательным ресурсам УВО всем обучающимся данного УВО и иное.
8. Примерный алгоритм организации работы в УВО при обучении с применением ИКТ:
8.1. Проректору по учебной работе (или иному должностному лицу, согласно решению руководителя УВО):
– обеспечить обучение преподавательского состава технологиям проведения учебных занятий с применением ИКТ;
– актуализировать имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию сервисов электронной информационно-образовательной среды (электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий) для обучающихся, преподавателей и административных работников, ответственных за организацию образовательного процесса;
– сформировать расписание учебных дисциплин (модулей), освоение которых организовано с применением ИКТ, и довести его до сведения обучающихся и преподавательского состава;
– осуществлять контроль за организацией образовательного процесса с применением ИКТ;
– внести, при необходимости, изменения в график образовательного процесса, сроки прохождения учебных и производственных практик;
– проверить качество каналов связи во всех общежитиях УВО и принять необходимые меры по улучшению качества связи.
8.2. Деканам (начальникам) факультетов:
– сформировать перечень учебных дисциплин (модулей), освоение содержания которых будет организовано с применением ИКТ, и преподавателей этих учебных дисциплин (модулей);
– сформировать списки обучающихся с указанием их фактического места нахождения в период освоения содержания учебных дисциплин (модулей) с применением ИКТ;
– контролировать планирование и готовность преподавателей к проведению учебных занятий с применением ИКТ;
– осуществлять анализ и контроль за качеством и своевременностью размещаемых преподавателем материалов по учебной дисциплине (модулю) в электронной информационно-образовательной среде УВО;
– проводить ежедневный контроль ведения установленной документации по образовательной деятельности;
– ежедневно представлять информацию проректору по учебной работе о результатах выполнения расписания и посещения учебных занятий.
8.3. Начальнику учебного отдела, при необходимости, обеспечить корректировку объема учебной нагрузки по учебной дисциплине (модулю) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий исходя из следующих показателей: чтение лекций, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий – 1 час за 1 академический час; проведение семинарских занятий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий – 1 час на группу за 1 академический час; проведение практических, лабораторных занятий, в том числе с использованием интерактивных методов обучения, дистанционных образовательных технологий – 1 час на группу (подгруппу) за 1 академический час.
8.4. Преподавателям учебных дисциплин (модулей):
– до начала учебного занятия разместить материалы по учебной дисциплине (модулю) в электронной информационно-образовательной среде УВО;
– контролировать наличие и качество видео- и аудиосвязи с обучающимися, обеспечивать взаимодействие со всеми обучающимися по
тематике текущего учебного занятия, отмечать обучающихся, не участвующих в работе, как отсутствующих без уважительной причины;
– ежедневно, в соответствии с расписанием учебных занятий, проверять результаты управляемой самостоятельной работы обучающихся по изучаемым материалам лекций, материалам к практическим занятиям и выполненным практическим заданиям, оценивать и фиксировать результаты их работы;
– осуществлять контроль посещения учебных занятий, учет проведенных учебных занятий и результатов работы, вести установленную документацию;
– ежедневно направлять заведующему (начальнику) кафедры информацию о результатах выполнения расписания учебных занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
8.5. Обучающимся, осваивающим содержание учебных дисциплин (модулей) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
– обязательно участвовать во всех образовательных мероприятиях, организованных УВО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
– предварительно информировать преподавателя о невозможности участия (дате пропуска и его причинах) в учебном занятии, организованном с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.