• Контактная форма
    Заполните пожалуйста все необходимые поля
  • Library
  • Forum
NATIONAL PORTAL OF DRAFT EDUCATIONAL STANDARTS FOR HIGHER EDUCATION
The official website for placing information on the preparation of draft educational standards for higher education, as well as regulatory legal acts concerning their planning, implementation and the results of their public discussion.

В результате обсуждения применяемых на сегодняшний день подходов к проектированию содержания образовательных программ высшего образования первой ступени и магистратуры отмечено следующее.

Неактуальное содержание образовательных программ магистратуры, дублирование в рамках магистратуры содержания и компетенций образовательных программ первой ступени обусловлено приравниванием традиционного высшего образования к первой ступени и введением магистратуры как надстройки над традиционным высшим образованием.

Стремление сохранить содержание высшего образования при сокращении сроков обусловило попытку максимально вместить в эти сокращенные программы содержание 5-летних образовательных программ. В итоге, с одной стороны, планы первой ступени оказались перегружены обилием дисциплин, количество часов на изучение многих дисциплин значительно сократилось, нарушились межпредметные связи и последовательность изучения дисциплин. С другой стороны, возникли проблемы с востребованностью магистратуры, качеством подготовки магистров и их трудоустройством, поскольку при таком подходе к проектированию образовательных программ первой ступени формировалась иллюзия обеспечения уровня подготовки, соответствующего уровню специалиста, и отсутствия реальной потребности в реализации магистерских программ. Очевидно, что чем более продолжительными, объемными и самодостаточными будут образовательные программы первой ступени, тем меньше шансов решить имеющиеся проблемы в магистратуре.

Значимым вызовом высшему образованию стало одновременное развитие его массовости и повышение требований к качеству подготовки специалистов. Внедрение и развитие двухступенчатой системы высшего образования создает предпосылки для успешного разрешения противоречий этих процессов.

Для этого необходимо проектировать образовательные программы высшего образования таким образом, чтобы первая ступень удовлетворяла потребностям массового образования, а магистратура – высоким требованиям к специалистам. Для определения статуса магистра и повышения качества высшего образования в целом крайне важно пересмотреть содержательное наполнение образовательных программ первой и второй ступеней в целях переноса наиболее значимых компетенций и соответствующих им учебных дисциплин (модулей) с первой ступени в магистратуру.

Реальная возможность пересмотра подходов к комплексному формированию содержания образования на первой и второй ступенях высшего образования появляется в условиях внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании и подготовки к утверждению нового Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации».

Поэтому при разработке образовательных стандартов поколения 3+ целесообразны следующие подходы:

-         при проектировании содержания образования по соответствующим видам высшего образования (общее высшее образование, углубленное высшее образование) ориентироваться на дескрипторы соответствующих уровней Европейской рамки квалификаций, Дублинские дескрипторы;

-         проектировать образовательные стандарты одновременно для соответствующих специальностей бакалавриата и магистратуры;

-         указывать в образовательных стандартах магистратуры специальность первой ступени, на основе которой проектируется содержание образовательной программы магистратуры;

-         использовать учебные дисциплины (модули) по выбору для включения их в компонент учреждения образования (вариативный компонент);

-         наиболее значимые компетенции вместе с соответствующими им учебными дисциплинами (модулями) перенести с первой ступени в магистратуру.

В целях реализации компетентностного подхода при осуществлении подготовки специалистов на первой и второй ступенях высшего образования,
а также распределения содержания подготовки между образовательными программами бакалавриата и магистратуры целесообразно учитывать, что:

-         специалист, окончивший программу бакалавриата, должен быть готов к выходу на рынок труда;

-   магистерские программы могут быть нацелены на решение следующих задач: овладение исследовательскими навыками в своей профессиональной области; приобретение узкой специализации в своей профессиональной области; освоение смежной профессиональной области; освоение новой области знания, в том числе на междисциплинарном уровне.

При разработке образовательной программы бакалавриата необходимо предусмотреть, что на выходе выпускник должен:

           -   уметь демонстрировать общие базовые знания (включая и элементы наиболее передовых знаний) в изучаемой области;

           -   применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;

          -   осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и профессиональных последствий.

Выпускник, завершивший обучение на второй ступени получения высшего образования, должен уметь демонстрировать:

  -   высокоспециализированные знания, включая самое передовое знание в области профессиональной деятельности; критическое осмысление знаний в своей и смежных областях;

  -   умения решать проблемы при проведении научного исследования, создавать новое знание и интегрировать знания из различных областей;

  -   способность работать в условиях, характеризующихся сложностью, непредсказуемостью и требующих новых стратегических подходов;

  -   брать на себя ответственность за развитие профессиональной области и оценку стратегической деятельности других.

Данные рекомендации адресуются УВО для использования при разработке образовательных стандартов и учебно-программной документации поколения 3+.

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи