РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов образовательных стандартов высшего образования, нормативных правовых актов, регулирующих их проектирование и реализацию, и результатах их общественного обсуждения

На сайте в разделе «Проекты примерных учебных программ» размещены проекты типовых учебных программ по базовым социально-гуманитарным дисциплинам первой ступени и магистратуры:

Уважаемые разработчики новых типовых учебных планов, представляем Вашему вниманию согласованные универсальные компетенции базовых социально-гуманитарных дисциплин:

На основе предложений УВО подготовлены проекты документов:
- перечень профильных испытаний для абитуриентов, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок;
- перечень специальностей ССО для исключения из постановления Министерства образования Республики Беларусь № 33 от 31.03.2017.

Разработан проект методических рекомендаций по проектированию новых образовательных стандартов высшего образования, а также примерных и новых типовых (2018 г.) учебных планов.

1. Министерство экономики Республики Беларусь разработало содержание учебного материала по учебной дисциплине «Корпоративное управление» для использования его при подготовке учебно-программной документации учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых по таким группам специальностей как «Экономика и управление» и «Бизнес-управление». 

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 10.01.2018 г. № 03-01-17/232/дс учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования до 20.02.2018 г. необходимо предоставить в РИВШ проекты типовых учебных планов и образовательных стандартов (изменений в образовательные стандарты) по соответствующим специальностям для проведения экспертизы и подготовки к утверждению.

Новые типовые учебные планы являются переходными от поколения 3 к поколению 3+, что обуславливает особенности их разработки.

В письме представлены методические рекомендации, разработанные на совещании по организации образовательного процесса в двухлетней магистратуре от 10.11.2017 г.

Дополнительно к опубликованным 17 марта 2017 года пилотным проектам примерных учебных планов размещены проекты примерных планов по специальностям магистратуры «Менеджмент» и «Производство и переработка углеводородов».

Республиканский институт высшей школы реализует учебную программу повышения квалификации «Технологии проектирования белорусских образовательных стандартов поколения 3+» для руководителей учреждений высшего образования, работников методических служб и профессорско-преподавательского состава. 

 

Наиболее востребованные универсальные компетенции – результаты исследования Института образования Лондонского университета (Institute of Education, University of London), представленные в докладе профессора Хосе-Хинес Мора на международном семинаре «Совершенствование системы управления высшим образованием в Республике Беларусь в контексте европейских стандартов» 27-28 апреля 2015 г.

 

Примерный перечень универсальных компетенций бакалавра /магистра – Макаров, А.В. Особенности проектирования универсальных компетенций в белорусских стандартах высшего образования поколения 3+// Вышэйшая школа. – 2016. – № 5. – С. 3 – 8.

 

 

В результате обсуждения применяемых на сегодняшний день подходов к проектированию содержания образовательных программ высшего образования первой ступени и магистратуры отмечено следующее.

Неактуальное содержание образовательных программ магистратуры, дублирование в рамках магистратуры содержания и компетенций образовательных программ первой ступени обусловлено приравниванием традиционного высшего образования к первой ступени и введением магистратуры как надстройки над традиционным высшим образованием.

Стремление сохранить содержание высшего образования при сокращении сроков обусловило попытку максимально вместить в эти сокращенные программы содержание 5-летних образовательных программ. В итоге, с одной стороны, планы первой ступени оказались перегружены обилием дисциплин, количество часов на изучение многих дисциплин значительно сократилось, нарушились межпредметные связи и последовательность изучения дисциплин. С другой стороны, возникли проблемы с востребованностью магистратуры, качеством подготовки магистров и их трудоустройством, поскольку при таком подходе к проектированию образовательных программ первой ступени формировалась иллюзия обеспечения уровня подготовки, соответствующего уровню специалиста, и отсутствия реальной потребности в реализации магистерских программ. Очевидно, что чем более продолжительными, объемными и самодостаточными будут образовательные программы первой ступени, тем меньше шансов решить имеющиеся проблемы в магистратуре.

 

В соответствии с:

-       инструкцией по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования c использованием системы зачетных единиц, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 06.04.2015 г. (п. 5);

-       разработанным проектом макета образовательного стандарта общего высшего образования (бакалавриата) (п. 7.2.1, таблица 1) 

предлагается новая редакция приложения 1 рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утв. 22.05.2014 г.). Новая редакция приложения 1 предполагает, прежде всего, внесение изменений в правила определения общего количества часов по обязательным модулям «Философия» и «Экономика» и их трудоемкости (колонки «всего», «зачетных единиц»; примечания 3-4).